Ход строительства храма
Важным историческим и религиозным
событием начала ХХ века для жителей старинного села Айбары явилось
строительство нового храма во имя Покрова Пресвятой богородицы. К
проектированию храма был привлечен архитектор Х.Васильев. предполагаемый к
постройке храм должен был вмещать 400-500 человек. По замыслу архитектора
фундаменты рассчитывалось исполнить из желтого евпаторийского камня, все своды
и барабаны купола- из бетона по системе Менье.
21 июля 1903 года архитектор
Х.Васильев представил в строительное отделение Таврического губернского
правления проект храма в с.Айбарах на утверждение. В августе того же года
проект был одобрен и утвержден.
Храм строился долго, в течение 7 лет и
из этого следует, что период сооружения проходил не гладко, с приостановками и
срывами строительства. Сооружение огромного храма требовало беспрерывного
вложения денег, их могло не хватать на оплату необходимых строительных и
отделочных материалов. Могли подводить со сроками постановщики. Тем не менее, к
1910 году Покровский храм был выстроен. Храм был сооружен строго в соответствии
с проектом.
Поднятие крестов, как и закладка
храма, обставлялось как торжественное событие при большом стечении народа и
соответствующим богослужебным ритуалом.
На земле, принадлежащей храму,
находились вновь выстроенные постройки:
-дом для священника с 2-мя
сараями и погребом. Дом каменный из 5-ти комнат, площадью 28 кв.саженей, крыт
черепицей.
-дом- сторожка (31,5
кв.саженей) с квартирой из 2-ух комнат для псаломщика,с сараем и погребом.
Дом каменный, крыт черепицей.
Так как старая и новая церкви
явились единым домовладением, то и земли, им принадлежащие, считались общей
церковной территорией в количестве 2-ух десятин и 55 саженей. На этих землях,
кроме перечисленных построек, находился дом- приходская школа и сарай при нем.
Остальная земля была свободной. Вся эта площадь земли была обнесена каменной
изгородью.
Не случайно новый храм по желанию
жителей был посажен неподалеку от старой церкви Седьми священномученников,
столь привычном для прихожан месте. Обе церкви находились почти на перекрестье
оживленной в прошлом торговой дороги. Сюда устремлялись и движущиеся через село
торговцы, и паломники, и прихожане пяти окрестных деревень, не имевших своих
церквей.
Петровский пятикупольный храм с
высокой колокольней, благодаря своему местоположению был виден издалека, хорошо
«работал» его силуэт на просторной площади, не затесненной жилыми домами. Звон
колоколов с трехярусной колокольни разносился далеко в степном пространстве.
Архитектурный образ церкви отличался
компактностью, стройностью пропорций, гармоничным соотношением всех частей.
Надо полагать, что именно эти качества делали храм настолько привлекательным,
что видевшие его заказывали архитектору точно такой же для своих прихожан.
Конструктивная схема этого типа храма
крестово- купольная. В плане-строго симметричный,крестообразный. С востока-
выступающая трехгранная алтарная апсида, с запада- притвор с главным входом, по
бокам- не глубокие приделы со ступенчатыми входами. Центральное внутреннее
пространство образовано сомкнутым сводом, переходящим в световой барабан,
снаружи увенчанный луковичной главой. Своды от центрального пространства
развернуты крестообразно. Эта серединная, основная часть композиции храма-
молельный зал. К нему с востока примыкает алтарная часть с престолом, двумя
«карманами» служебного назначения и алтарная преграда с иконостасом.
С запада молельный зал перетекает в
квадратную в плане трапезную, покрытую сводом. Входная часть, притвор, также
несла на себе несколько функций: главного входа, оформленного маршем ступеней и
парадной дверью, а также служила основанием для колокольни и с двух сторон
имела не большие «карманы», в одном из которых располагалась лестница, ведущая
сначала на хоры, а затем на колокольню.
Крестово- купольная композиция четко
прочитывается во внешнем облике храма. Центральный сомкнутый свод снаружи выявлен довольно высоким барабаном
главного купола в окружении четырех изящных маленьких главок по углам стен.
Примечательным архитектурно- художественным элементом храма являлась
колокольня, «выраставшая» из притворной части.
Необходимо отметить, что в основу
архитектурного образа храма заложены мотивы русско-византийского зодчества с
теми элиментами его интерпретации, которые позволяли выражать новое направление
в архитектуре конца ХIХ-
начала ХХ века- эклектизм.
Интерьер храма украшали росписи на
религиозные сюжеты, расположенные в подкупольном пространстве, на гранях стен,
в парусах. Иконостас с шестью иконами в царских вратах был резной, деревянный,
вызолоченный золотом. Люстра (металлическая, весом 3 пуда), канделябры,
предметы церковной атрибутики и утвари дополняли внутреннее убранство храма.
Отопление храма было печным.
ПОСЛЕДУЮЩАЯ ИСТОРИЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХРАМА
Все церковные постройки и земли
продавались сельскому совету, который мог их использовать по своему усмотрению
(сдать в аренду или открыть в них культурно-
просветительное учреждение). Что касается непосредственно Покровской
церкви, то прихожанам надлежало обратиться с заявлением о том, что «двадцатка»
принимает в свое пользование церковь с богослужебными предметами и обязуется
содержать ее и своевременно проводить ремонт, страхование, обеспечивать охрану,
оплату налогов и т.п. Судя по архивным документам, в ноябре 1924 года
прихожанам разрешено было пользоваться церковью. Однако в 1928 году после
заключения комиссии об аварийном состоянии здания церкви, в связи с прошедшим
землетрясением, религиозной общине было предписано произвести ремонт (не
позднее 1-го августа 1928 года). Ремонт произведен не был и Джанкойский
райисполком постановил расторгнуть с верующими договор на пользование церковью.
Церковь стала использоваться как культурно- просветительное учреждение- клуб.
В 1937 году разобрали колокольню, сняли
купола. В период временной оккупации Крыма в годы Великой Отечественной войны
купола восстановили по кружалам. Церковь стала действующей до 1961 года. После
этого купола вновь были разобраны, церковь окончательно прекратила свое
существование как культовое учреждение и стала использоваться под клуб, а затем
под склад.
В результате длительного использования
храма не по первоначальному назначению, не проведению своевременных
поддерживающих ремонтов и т.п. произошло значительное его разрушение. Здание не
имело верхних ярусов, колокольни, отсутствовали купола. Кладка стен
фрагментарно была обрушена, утрачены кровля, оконная и дверная столярка.
Незащищенный штукатурным слоем камень- ракушечник выветривался и осыпался.
Интерьер церкви был разрушен полностью. Никаких пристроек или перестроек,
искажающих первоначальный облик храма за всю историю его существования,
произведено не было.
РЕСТАВРАЦИЯ ХРАМА
1988 год- это год празднования
тысячелетия Крещения Руси. Начало возрождения духовности, восстановления
православных святынь, реставрации разрушенных храмов, а также строительство
новых.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в
с.Войково своим местоположением, гармоничностью архитектурных форм, нарядностью
декоративного убранства, удачным объемно-пространственным и инженерным решением
представлял собой одно из интереснейших сооружений крымского культового
зодчества начала ХХ века, которое предстоящие реставрационные работы должны
были возвратить к прежнему значению и красоте.
В 1991 году усилиями местных жителей в
селе был открыт молитвенный дом. Прихожане приобрели церковную утварь и
литературу. Временно приход окромлял священник отец Алексий Емельяненко. В
апреле 1991 года была отслужена первая Пасхальная служба, спустя сорок лет
закрытия Свято-Покровского храма. В мае этого же года по благословению
правящего епископа был назначен на приход священник отец Павел Коломеец,
который и в настоящее время является его настоятелем. В 1994 году 14 октября на
престольный праздник Покрова Божией Матери Митрополит Симферопольский и
Крымский Лазарь отслужил Архиерейскую службу и после литургии Владыка
благословил настоятеля и прихожан на восстановление разрушенного храма. Это
брошенное семя дало свои благодатные плоды.
Реставрация храма, как и его
строительство в свое время, длилось семь лет.
Проблемы по финансированию
строительных работ решались сложно, в основном приходилось рассчитывать на
пожертвования прихожан и жителей района. В 1995 году началось восстановление
храма. Реставрация стен здания была произведена в 1996 году. В 1998 году был
сооружен главный купол храма. Воздвижение малых барабанчиков и малых куполов в
1999 году. Также был установлен и освящен крест на главном куполе.
В 2000 году были завершены строительные
работы по отделке храма, но еще продолжалось возведение колокольни. 21 ноября
2002 года были освящены и подняты на колокольню шесть колоколов.
Г)ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в
с.Войково Первомайского района в настоящее время является памятником
архитектуры и культуры православного христианства в северо-западной части Крыма
уже на протяжении столетия. Проведенные с 1994 по 2003 годы реставрационные
работы вернули храм к истинному предназначению и благолепию. 22 августа 2003
года Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь освятили храм.
В 2005 голу В Войковской школе вели
изучение спецкурса по основам православной культуры Крыма. Интерес детей к
новой учебной дисциплине и истории Свято- Покровского храма привели к написанию
настоящей работы.
|