Четверг, 17.01.2019, 06:28
САЙТ ВОЙКОВСКОГО СЕЛЬСКОГО СОВЕТА
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Органы власти
Погода
Войково 
Главная » Файлы » Прокуратура Первомайского района информирует

Приобретение муниципальными образованиями права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи и наследование выморочного имущества.
19.09.2014, 16:49
Приобретение муниципальными образованиями права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи и наследование выморочного имущества. Основными законодательными нормами регламентирующими приобретение муниципальными образованиями права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи и наследование выморочного имущества, являются статьи 225 и 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Если это не исключается правилами ГК РФ о приобретении права собственности, на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности. В тоже время, категория наследственных дел является одной из самых распространенных в судебной практике. Это связано с тем, что Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) существенно расширил круг наследников, оставляя при этом государство в числе участников наследственных правоотношений. Вследствие этого граждане широко пользуются предоставленными им наследственными правами, прибегая в том числе к судебной защите этих прав. В связи с увеличением круга наследников государство утратило ведущую роль основного приобретателя имущества наследодателя, принадлежавшую ему на протяжении длительного времени. Статья 1151 ГК РФ «Наследование выморочного имущества» является единственной статьей, прямо предусматривающей право государства получать имущество умерших лиц. Согласно вышеуказанной статье, в случае если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117 ГК РФ), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158 ГК РФ), имущество считается выморочным. В п. 2 ст. 1151 ГК РФ содержится норма, устанавливающая, что выморочное имущество в порядке наследования по закону переходит в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: 1. жилое помещение; 2. земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; 3. доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества. Жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. Понятие недвижимой вещи определено в статье 130. ГК РФ. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Государственная регистрация недвижимости регламентирована ст. 131 ГК РФ. Так, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу. Информация предоставляется в любом органе, осуществляющем регистрацию недвижимости, независимо от места совершения регистрации. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с ГК РФ и законом о регистрации прав на недвижимое имущество. В соответствии со ст. 212 ГК РФ субъектами права собственности являются граждане и юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Права всех собственников защищаются равным образом. Порядок принятия на учет и снятие с учета бесхозяйных недвижимых вещей регламентируется Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) осуществляет государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним. С 30 мая 2014 года на территории Республики Крым начало функционировать Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Крым (далее - Управление), расположенное по адресу г. Симферополь, просп. Победы 165/1. Дела о признании права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество регламентировано главой 33 ГПК РФ. В частности заявление о признании движимой вещи бесхозяйной подается в суд лицом, вступившим во владение ею, по месту жительства или месту нахождения заявителя. Заявление о признании движимой вещи, изъятой федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, бесхозяйной подается в суд финансовым органом по месту нахождения этой вещи. Заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом. В случае, если орган, уполномоченный управлять соответствующим имуществом, обращается в суд с заявлением до истечения года со дня принятия недвижимой вещи на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, судья отказывает в принятии заявления и суд прекращает производство по делу. В соответствии со ст. 291 ГПК РФ в заявлении о признании движимой вещи бесхозяйной должно быть указано, какая движимая вещь подлежит признанию бесхозяйной, должны быть описаны ее основные признаки, а также приведены доказательства, свидетельствующие об отказе собственника от права собственности на нее, и доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение этой вещью. В заявлении органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь должно быть указано, кем, когда недвижимая вещь поставлена на учет, а также должны быть приведены доказательства, свидетельствующие об отсутствии ее собственника. Суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею. Суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь(ст.ст. 292-293 ГПК РФ). Что касается наследования выморочного имущества, установлено, что в случае если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117 ГК РФ), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158 ГК РФ), имущество считается выморочным. В п. 2 ст. 1151 ГК РФ содержится норма, устанавливающая, что выморочное имущество в порядке наследования по закону переходит в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: 1. жилое помещение; 2. земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; 3. доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества. Жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется Федерального закона от 29.11.2007 N 281-ФЗ. В частности, выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения, если свидетельство о праве на наследство на данное жилое помещение не выдано до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если оно расположено в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, - в собственность такого субъекта Российской Федерации. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации (п. 3 ч. 2 ст. 19, п. 1 ч. 3 ст. 19; ч. 2 ст. 49) муниципальный жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, который, в свою очередь, представляет совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. Компетенция органов местного самоуправления в области жилищных отношений определена в ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации При проверке полномочий представителя органа, имеющего право принимать выморочное имущество, следует исходить из положений устава муниципального образования и статуса обратившегося представителя: от имени муниципального образования могут действовать без доверенности глава муниципального образования, глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом (п. 1 ч. 4 ст. 36, ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.01.2014). Полномочия данных лиц, кроме устава, подтверждаются документом об избрании или назначении на соответствующую должность; органы местного самоуправления, наделенные правами юридического лица Законом (ч. 9 ст. 35; ч. 7 ст. 37 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.01.2014) или уставом муниципального образования и прошедшие государственную регистрацию в качестве юридических лиц (ч. 2 и 3 ст. 41 Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ), могут выдавать своему представителю доверенность, если такая возможность предусмотрена в уставе. В этом случае нотариус проверяет устав, документы о государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридического лица, а также полномочие лица на выдачу доверенности. С учетом изложенного, прошу организовать детальное изучение указанных нормативных правовых актов с целью недопущения нарушений в данной сфере. Помощник прокурора Первомайского района юрист 2 класса Е.Н. Демко
Категория: Прокуратура Первомайского района информирует | Добавил: Admin
Просмотров: 266 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
Часы
Курс валют
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Статистика
скрипт статистика посещения
купить Apple iPad